Детский сад №12 "Березка"

с. Степное Степновского района Ставропольского края

 

    Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах  необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

   Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

   Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

   Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

  Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

   Главное цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах станицы, города. Она реализуется путем решения нескольких задач:

1.  усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

2.  формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

3.  развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

1.  знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;

2.  иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

         Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

1.  переходить улицу только на зеленый свет светофора,

2.  не играть на дороге или около проезжей части,

3.  переходить улицу только по пешеходному переходу,

4.  при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо,

5.  знать устройство проезжей части,

6.  знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,

7.  знать правила поведения в транспорте,

8.  знать и соблюдать правила поведения во дворе.

                   

   По дороге в детский сад или из него проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.

   Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет  видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.

    Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.

«РЕБЕНОК И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и в специальном кресле! РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!

   Безопасность вашего ребенка  зависит от ВАС. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны.

Помните, Вы для ребенка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении Правил дорожного движения. Поэтому ребенок ведет себя на дороге точно так же, как и Вы. В целях профилактики возможных ДТП Вам предлагаются несколько полезных советов.

  • Находясь на улице, не спешите, переходите проезжую часть размеренным шагом.
  • Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.
  • Переходите дорогу только на зеленый сигнал светофора и в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".
  • При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  • Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, не осмотрев предварительно дорогу. Это типичная ошибка родителей. Нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

 

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

  • Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом
  • Игры на проезжей части
  • Невнимание к сигналам регулирования движением
  • Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зелёных насаждений и других препятствий
  • Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта
  • Незнание правил перехода перекрёстка
  • Хождение по проезжей части при наличии тротуара
  • Езда на велосипеде по проезжей части, когда нет 14 лет
  • Езда на роликах и самокатах по проезжей части
  • Психологические причины: Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта, неумение детей наблюдать; невнимательность; неразвитое чувство опасности, недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

 

 

 

Рекомендации по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах

   При выходе из дома, если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это внимание ребенка. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта.
   При движении по тротуару
 придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
   Находясь на улице с дошкольником и младшим школьником, родители должны крепко держать его за руку.
   Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
 
   Готовясь перейти дорогу, остановитесь, осмотрите проезжую часть со всех сторон. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
   Показывайте ребенку следующие действия: поворот головы налево, направо для осмотра дороги; разделительную линию, где можно остановиться для пропуска автомобилей, держа его за руку. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающиеся машины.

 

 

 

Памятка для родителей - водителей и пассажиров

Пристегиваться ремнями безопасности необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдет у ребёнка в постоянную привычку,

Дети должны сидеть в специальном детском устройстве или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья.

Как водитель или пассажир вы - пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Если вам что-то не нравится, объясните конкретно, в чём ошибка других водителей или пешеходов.

Во время длительных поездок чаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней безопасности и капризничать.

 

РОДИТЕЛЬ-ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ! ЧЕМ БОЛЬШЕ СКОРОСТЬ АВТОМОБИЛЯ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ УДАР И СЕРЬЁЗНЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ!

   Малыши дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они ещё не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч, обязательно появится ребёнок. Знай это и заранее притормози.
   Если ребёнок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлечённый своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль. Взрослый, сбитый машиной, получает "бамперный перелом" - перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.

Учите детей наблюдательности на улицах и дорогах!

  1. Выходите из дома заблаговременно, чтобы оставался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге, не спеша.
  2. Не рекомендуется ускорять шаг или бежать вместе с ребёнком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующего автобуса (троллейбуса) и т.д.
  3. При переходе проезжей части, прекращайте разговоры с ребёнком, он должен привыкнуть, что при переходе нужно не разговаривать, а наблюдать за дорогой, движением транспорта.
  4. Следите за тем, чтобы переходить проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребёнок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта,
  5. На остановках маршрутного транспорта держите ребёнка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребёнок вырывается и выбегает на проезжую часть.
  6. Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.
  7. Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребёнка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль на большей скорости или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что скрытой опасности нет,
  8. Переходите проезжую часть только на зелёный сигнал светофора. Объясняйте ребёнку, что переходить дорогу на зелёный мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.
  9. Помните, что ребёнок обучается движению по улице прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт.

   Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги.
   У ребенка другие особенности слуха и зрения.
   Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности.
   Ребёнок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью "выключает" его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится.
   Ребёнок не может определить близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.

 

Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге

I. Что должны знать родители о своем ребенке?

В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается  мгновенно.

В 6 лет - боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от  незначительного.

В 7 лет - более уверенно отличает правую сторону дороги от  левой.

В 8 лет - может мгновенно отреагировать на оклик и т. п.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде (умение объезжать препятствия, делать крутые повороты); умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше); может отказаться от начатого действия (ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар).

II. Что должны и чего не должны делать сами родители при движении?

•  Не спешите, переходите дорогу всегда размеренным шагом.

•  Выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

•  Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, переходить нужно только на зеленый свет.

•  Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

•  Из автобуса, такси (троллейбуса, трамвая) выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть. •  Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части.

•  Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.

•  Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

•  В автомобиле обязательно пристегнитесь ремнями; ребенка посадите на самое безопасное место: в специальное детское кресло, в середину или на правую часть заднего сиденья; во время длительных поездок чаще останавливайтесь: ребенку необходимо двигаться.

•  Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Вместо этого объясните ребенку конкретно, в чем их ошибка. Используйте различные ситуации для ознакомления с правилами дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.

Успехов вам! Ведь отличное знание и выполнение правил дорожного движения - залог безопасности юного покорителя жизненных дорог.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ № 1

Уважаемые родители!

Мы убеждены, что вы поддержите нас в стремлении уберечь детей от опасностей, которые подстерегают их на дороге. Верим, что вы и дальше будете уделять большое внимание привитию своему ребенку навыков дорожной безопасности.

Мы заинтересованы в сохранении жизни и здоровья всех членов вашей семьи, но безопасность дорожного движения во многом зависит от вас самих!

Вместе научим ребенка безопасно жить в этом мире!

Рекомендациидля родителей

  1. При выходе из дома:

•  сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

•   если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.

2. При движении по тротуару:

•   придерживайтесь правой стороны тротуара; не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части; крепко держите малыша за руку;

•  приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора и т. п.;

•  разъясните ребенку, что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и т. п., повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;

•  не приучайте ребенка выходить на проезжую часть; коляски и санки с детьми возите только по тротуару;

•  при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все ваши указания или других взрослых, сопровождающих детей.

3. Готовясь перейти дорогу:

•  остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

•  привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

•  подчеркивайте свои движенияповорот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

•  учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

•  не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

•  обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;

•  неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

4. При переходе проезжей части:

•  переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии - зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется; не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

• не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами; не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

• не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

• объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

• при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе он может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдающих за движением транспорта.

Советы психологародителям

Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги. У ребенка другие особенности слуха и зрения. Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности.

Ребенок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью «выключает» его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится. Ребенок не может определить, близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ № 2

Родители должны знать, что...

•  Чаще всего травмы случаются по вине взрослых. Очень часто родители сами нарушают правила дорожного движения.

•  Статистика сообщает, что каждый 16-й пострадавший на улице ребенок вырвался из рук сопровождавших его взрослых. При переходе дороги с ребенком следует крепко держать его.

•   Обучение детей правилам дорожного движения не должно сводиться к призывам соблюдать их. В силу конкретности и образности детского мышления обучение должно быть наглядным и проходить в естественной обстановке. Следует использовать любой подходящий момент, чтобы доходчиво и ненавязчиво обучать ребенка правилам поведения на улице, в транспорте и т. д.

•  Ребенок-дошкольник не должен гулять без родителей, если через двор проезжает транспорт.

•  Родители обязаны доводить детей до детского сада и передавать их воспитателям.

•  На улице взрослые не должны оставаться безучастными к поведению детей, вышедших гулять без сопровождения взрослых, старших.

В общественномтранспорте…

При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси):

• выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

• подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса; не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (вас может прижать дверьми); особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

• научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть и т. п.

При ожидании общественного транспорта:

• стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.

При движении автомобиля:

•  приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским креслом; объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции «бросает» сидящего вперед и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы пассажир погиб или был сильно ранен;

•  не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;  не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

При проезде в общественном транспорте:

•  приучите ребенка крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму от удара;

•  объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только при полной его остановке.

Родитель-водитель, помни!!!

Малыши дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они еще не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мяч для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч - обязательно появится ребенок. Знай это и заранее притормози.

Если ребенок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлеченный своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль. Взрослый, сбитый машиной, получает «бамперный перелом» - перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы.

Чем больше скорость автомобиля, тем сильнее удар и серьезные последствия!

 

школа2Проблеме обучения 6 –летних детей в школе посвящены многочисленные исследования педагогов, психологов и гигиенистов. Не подвергая сомнению ,принципиальные возможности обучения детей этого возраста, исследователи указывают на возникающие проблемы, связанные с целым рядом факторов биологического и социального порядка.

Установлено: среди детей от 6 – 6.5 лет число функционально незрелых ( степень готовности ,тех органов и систем организма, которые непосредственно связанны с выполнением требований школы: высшей нервной деятельности, моторики, сформированности речи) составляет 32%, а 7 годам оно снижается до 13%. В «школьной судьбе» учащихся, функционально не готовых к обучению, прослеживается две тенденции:

  1. часть таких детей не справляются с учебной нагрузкой и формирует ряды отстающих и второгодников;

  2. другая, особенно привлекающая внимание гигиенистов, выполняет требования школы, но ценной приобретения различных заболеваний.

Диагностика готовности к систематическому обучению показала, что 18.5 % шестилеток являются «зрелыми»,

49,3 % - «среднезрелыми» и 32,2 % - «незрелыми».

Из социальных факторов проблемными для здоровья и физического развития 6–летних детей являются условия их обучения. Выявлено, что школьное обучение негативно влияет на физическое развитие и показатели здоровья учащихся 6-летнего возраста по сравнению с их обучением в условиях детского сада. Так, отсутствие в школьном режиме 6–летних детей дневного сна отрицательно отражается на их физическом развитии: основные его показатели ( рост, вес, становая сила) намного выше в группе детей с дневным сном.

Многочисленные наблюдения свидетельствуют: у детей 6.5 лет уровень функциональных возможностей сердечно – сосудистой системы выше. И, как следствие, она более устойчива к неблагоприятным воздействиям средовых факторов; дети 6.5 лет более устойчивы к простудным заболеваниям, у них отмечается меньше астено – невротических реакций и нарушения зрения к концу учебного года ( у детей 6 лет, обучающихся в школе, эти показатели увеличиваются в 2 – 2.5 раза)

Неодинаковое влияние школьного обучения на состояние здоровья, функциональное состояние детей 6 и 6,5 лет обусловлено существенными различиями в их высшей нервной деятельности и реакциях организма на учебные нагрузки. Дети 6 ,5 лет демонстрируют более высокие количественные показатели умственной работоспособности и учебной активности. Даже среди функционально готовых к школьному обучению детей 6 – 6.5 установлены достоверные различия в их умственной деятельности

В результате сравнительной оценки функционального состояния высших отделов центральной нервной системы было установлено: у детей 5- 6 лет в основном преобладает активность правого полушария. С деятельностью правого полушария связывается преимущественно образное, конкретное восприятие действительности. К семи годам деятельность левого полушария отражает развитие второй сигнальной системы и формирование абстрактного мышления.

Выявлены и возрастные различия в быстроте и точности реакций на словесную инструкцию: у семилетних детей реакции вырабатывались относительно быстро, а выполнение инструкций было точным; среди шестилетних таких детей было меньшинство. Лишь к 7 – 8 годам у детей формируются такие важные для обучения свойства, как координация, наблюдательность, зрительная долговременная память. Исследования показали, что адаптация шестилеток первоклассников к учебной нагрузке протекает наименее остро с большим образовательным эффектом, если обучение ведется в условиях детского сада. Все эти данные служат весомым аргументом в пользу отсрочки систематического обучения детей , не достигших 6,5 лет к началу учебного года .

Следует так же подчеркнуть , что решение вопроса о приеме в школу с 6 летнего возраста не следует рассматривать в отрыве от социально – экономических проблем нашего общества , которые привели к значительному ухудшению здоровья детей, к резкому снижению возможности их лечения, оздоровления и отдыха, к исчезновению эффективных форм физического воспитания, ухудшению качества питания к снижению возможностей обновления и улучшения материальной базы образовательных учреждений и т.д. Все это дает основание предполагать , что негативное влияние школьного обучения на 6 летних детей в современных условиях значительно.

Исходя из этого, следует заключить: обучение детей не достигших 6.5 лет к началу учебного года следует проводить условиях УВК или ДОУ с сохранением основных режимных моментов( прогулка, дневной сон, питание) характерных для дошкольных учреждений.

ребенокБоящиеся дети более осторожны и предусмотрительны , более эмоциональны и впечатлительны. Полное отсутствие страхов скорее исключение , чем правило, и может указывать на пониженную эмоциональность , недостаток чувствительности , ослабление инстинкта самосохранения с расторможенностью влечений и неуправляемой возбудимостью . Подобное проявления могут быть следствием каких-то серьезных нарушений со стороны мозга или если родители алкоголики . В последнем случае помимо неустойчивости внимания , разбросанности , непоседливости и возбудимости типична нечувствительность детей к страхам и переживанием вообще. Чувства этих детей мимолетны, они легко обманывают , лгут , причиняют другим боль и не испытывают даже в более старшем возрасте чувства вины и раскаяния . Большое же количество страхов и , главное, их устойчивость говорят о высокой эмоциональной чувствительности и впечатлительности , нередко повышенной ранимости и беззащитности . К тому же сами родители , особенно матери, испытывают страхи , непроизвольно передают их детям или же , чрезмерно тревожась о воображаемых опасностях , ограничивают контакты детей , чтение ими сказок , просмотр телепередач самостоятельное времяпрепровождение. Многое здесь зависит от отца , его роли в семье , манеры поведения и способности помочь детям в преодолении страхов .Его излишняя строгость , игнорирование повышенной чувствительности детей , невнимание к душевным запросам усиливают их невротическую , основанную на беспокойстве , привязанность к матери и уже этим способствуют появлению страхов .

Страхи иногда пытаются искоренить любыми способами , не задумываясь об их причинах . Здесь и порицание , и осуждение , и различные виды наказания . Однако это не дает ожидаемых результатов и развивает неуверенность в себе и нерешительность в действиях . В других случаях страхи сознательно игнорируют , но это может вызвать внутреннее ожесточение и потерю веры в отзывчивость других . Безрезультатны и беспрерывные сентенции типа «не бойся », что еще больше фиксируют страхи.

Чтобы помочь ребенку преодолеть страхи , необходимо знать , какие страхи могут испытывать дети , и их возрастные особенности . В преддошкольном возрасте дети могут испытывать страх одиночества ; некоторых людей (незнакомых) , в том числе и пьяных ; наказаний ; врачей ; уколов ; боли ; высоты (только у мальчиков ) ; неожиданных внезапных звуков . В младшем дошкольном возрасте страхи незнакомых и наказания незначительны , остальные страхи продолжают иметь место . Возрастают страхи воды (только у мальчиков ) , закрытого пространства (вот почему дети так сильно переживают бытовавшую ранее угрозу помещения их в чулан или изолированную комнату.)В свою очередь , эти страхи связаны с боязнью сказочных персонажей , населяющих воображение впечатлительных детей в темноте .

Не следует отучать от страхов , решительно закрывая дверь и не обращая внимания на плач , беспокойство , мольбы попить, поесть , сходить в туалет. Необходимо найти золотую середину , стараясь не высказывать раздражения , а быть как всегда заботливым . Полезно почитать на ночь нестрашную сказку , рассказать придуманную тут же историю с оптимистическим , победным концом . Все это более действенные меры , чем крики и угрозы , от них ребенок еще больше не может заснуть.

Чаще боятся те дети , родители которых мало читают сказок , не участвуют в играх , зато любят поучать и угрожать , слишком рационально подходят к эмоциональной жизни детей . Наоборот , страхов меньше у детей , которым читают разные сказки , предоставляют свободу и самостоятельность в играх . Родители участвуют в этих играх , меняют роли по усмотрению детей . Меньше страхов и там , где нет излишнего беспокойства и чрезмерной опеки со стороны взрослых.

Как помочь детям , если страхи беспокоят их , вызывают нервозность , искажают поведение ? Прежде всего нужно расширить их сферу общения, наполнить жизнь детей жизнерадостными , позитивными переживаниями . Главное – действовать : совместные подходы , экскурсии , посещения кукольных представлений , концертов , аттракционов , езда на велосипеде , катание на коньках , лыжах , санках , в том числе с горок , разнообразные игры с мячом с кеглями . Нужно отказаться и от чрезмерной принципиальности в отношениях с детьми , постоянного беспокойства по поводу возможных несчастий , неудач , ошибок , что нередко способствует их внушению . Все это способно привести к большему эффекту , чем назначение успокаивающих средств и одностороннее понимаемого «лечебно -охранительного» режима, выражающегося в тотальных запретах и устранении всякой активности .

Больше активности , движений , эмоций , разнообразие в жизни , постепенного приучения к преодолению препятствий , равно как и похвал , одобрений , собственного примера .

ОФОРМЛЯЕМСЯ В ДЕТСКИЙ САД

Памятка для родителей

Детский сад работает 5 дней в неделю с 7.30 до 17.30

Прием детей с 7.30 до 8.15 .Помните: своевременный приход и уход ребенка необходимое условия правильной реализации воспитательно – образовательного процесса .

Требования к внешнему виду и одежде детей.

- опрятный вид , застегнутая на все пуговицы одежда и обувь.

- умытое лицо;

-чистые нос , руки , подстриженные ногти ;

- подстриженные и тщательно расчесанные волосы;

- отсутствие налета на зубах ;

- чистое нижнее белье ;

- опрятные половые органы и чистый анус ;

- наличие достаточного количества носовых платков ;

- не менее трех комплектов сменного белья (мальчикам – шорты , трусики , колготки ; девочкам – колготки , трусики , в теплое время – носки , гольфы);

- не менее двух комплектов сменного белья для сна (пижама , пеленка , клеенка )

- два пакета для хранения чистого и использованного белья ;

- промаркировать белье , одежду и прочие вещи.

Одежда ребенка не должна быть слишком велика и не сковывала его движений . В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется . Завязки и застежки должны быть расположены так , чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить .

Обувь должна быть легкой , теплой , точно соответствовать ноге ребенка , легко снимать и надеваться .

Носовой платок необходим ребенку как в помещении , так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы. Ребенок должен уметь: в 1 год и 6 месяцев.:

- держать в кулачке ложку , есть (частично) жидкую и полужидкую пищу , пить из чашки (почти не проливая);

- отрицательно относиться к нарушению опрятности;

-сообщать о физиологических потребностях ;

- спокойно относиться к умыванию ;

в 1 год и 9 месяцев;

- самостоятельно есть любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки;

- самостоятельно снимать (стягивать ) шапку и обувь , частично одеваться (натягивать шапку , обувать туфли );

- обращать внимание на грязное лицо и руки ;

- контролировать физиологические потребности (заранее сообщать взрослому характерным словом ) ;

- проявлять желание к самостоятельным действиям ;

- знать места хранения одежды, игрушек и других вещей ;

в 2 года

- есть аккуратно не обливаясь ;

- при умывании тереть ладони и части лица , вытирать при помощи взрослого

- самостоятельно одеваться (натягивать носки , шапку , обувь при незначительной помощи взрослого ), частично раздеваться ;

- знать места хранения одежды , обуви , игрушек и посуды ;

- пользоваться носовым платком при напоминании ;

- контролировать физиологические потребности ;

в 2 года 6 месяцев :

- одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого ;

- расстегивать и застегивать одну две пуговицы ;

в 3 года :

-одеваться с небольшой помощью взрослого , а раздеваться самостоятельно ;

- складывать свою одежду перед сном ;

- застегивать несколько пуговиц , завязывать (связывать шнурки );

- знать назначение многих предметов и их местонахождение ;

- выполнять поручения из 2- 3 действий («отнести», «поставь », «принеси»)

- уметь мыть руки с мылом , умываться вытираться полотенцем;

- замечать беспорядок в своей одежде , пользоваться носовым платком ;

- регулировать свои физиологические потребности ;

- вытирать обувь при входе в квартиру ;

- аккуратно есть , правильно держать ложку , пользоваться салфеткой ;

- не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим ;

- говорить слова благодарности , здороваться , прощаться .